Минусы, риски и страхи

 Для бизнеса в России характерно стремление к максимальному контролю над всеми бизнес-процессами. И в результате происходит чрезмерное раздувание штата, который не занят на профильном производстве.  Как следствие — рост себестоимости продукции. Такое явление — не просто наследие советской эпохи. Это также и следствие современных реалий. Достаточно часто деловые партнеры оказываются не надежными, сокращение штатов оказывается слишком болезненным процессом, а общий экономический рост на начальных этапах компенсирует компании увеличение штата сотрудников.

Среди причин, по которым предприятия чаще всего отказываются от аутсорсинга, можно выделить следующие:

  • Передача большого количества важных функций в посторонние руки может быть связана с опасностью.

Многие владельцы предприятий бояться, что передавая в чужие руки бизнес-функции, они вырастят себе конкурента. Насколько эти опасения соответствуют действительности? Все зависит от того, на чем специализируется ваша фирма. Если ваш бизнес — служба такси, то перенять весь процесс работы очень просто. Это не только просто, но и недорого. Но все-таки, достаточно сомнительной кажется возможность, что компанию аутсорсера заинтересует ваш бизнес. Освоить ваш бизнес может быть легко, но насколько такая возможность интересна для юридической компании? Или для компании, которая специализируется на предоставлении бухгалтерских услуг? Очевидно, что их собственный бизнес не менее привлекателен.
Если же предприятие-заказчик — это гигантский металлургический завод, то опасность «вырастить конкурента» минимальна.  Заказывая различные услуги у разных аутсорсеров, можно свести риск к нулю.

  • еще одна угроза — отрыв руководителей высшего звена от бизнес-практики;

Если вместо управленца все вопросы решают привлеченные специалисты, то зачем тогда нужен сам управленец. Однако, у руководителя подразделения достаточно много обязанностей и «разгрузив» его, можно существенно повысить производительность труда.

  • достаточно часто возникает вопрос: зачем обеспечивать работой чужих сотрудников, вместо того, чтобы обучать своих?

Естественно, можно инвестировать средства в обучение сотрудников. Но можно вообще не нуждаться в целых отделах и высвободить немалые денежные ресурсы.  Если же вы все-таки решили завести собственный штат специалистов и хотите инвестировать средства в их образование, вполне возможно, что они смогут приносить предприятию прибыль, если отдел будет предоставлять услуги другим компаниям.

  • еще одна, достаточно серьезная угроза — утечка информации, которая является конфиденциальной.

Данная проблема характерна не только для России. Она остро стоит во всем мире. Но вероятность утечки информации существует не только «снаружи», но и «изнутри». Причиной утечки информации могут стать не только сотрудники компании-аутсорсера, но и собственные сотрудники компании.

  • Достаточно распространенная причина отказа от услуг аутсорсеров — это пагубное желание вырастить в собственном штате «мастера на все руки».

В наибольшей степени это касается IT-специалистов. Системного администратора привлекают к самым разным видам работ, так или иначе связанных с работой ПК. С аутсорсером такие штучки не проходят. Сотрудник выполняет только те работы, которые прописаны в договоре. За оговоренную плату — четкий список услуг. И это правильный подход.

Но помимо минусов «мифических», есть у аутсорсеров и совершенно реальные недостатки.  Проконтролировать выполнение бизнес-процессов сторонней компанией чрезвычайно сложно. Однако, существует возможность оговорить с привлеченной компанией всевозможные технологические моменты. Можно сделать услугу максимально удобной ля себя. Но все равно — аутсорсер является отдельной компанией, не подконтрольным вам юридическим лицом.

Еще один минус — необходимость строгого, чрезвычайно тщательного разграничения зон ответственности. Каждая запятая, каждая буква должна быть оговорена. При полноценном сотрудничестве все договора и соглашения постепенно становятся формальностью. И каждой из сторон необходимо доказать свою ответственность, порядочность, исполнительность. Нужно своевременно понять, насколько правильно выбран партнер. И каждый момент должен быть детализован, оговорен, а еще лучше — закреплен на бумаге. 

Есть еще одни достаточно спорный момент. Этот момент — «внешний» взгляд на ваш бизнес со стороны аутсорсера. У отдельного юридического лица, которым и является аутсорсер, своя команда, своё руководство, свой подход к работе. И сотрудники привлеченной компании не знают о ваших планах, о перспективах роста, о ваших надеждах и чаяньях. И если вашему предприятию предстоят серьезные изменения, узнать о них аутсорсер может только от вас. Иногда от осведомленности партнера зависит успех сотрудничества. Для того, чтобы подстраиваться под ваши планы, аутсорсер должен о них знать, хотя бы в общих чертах.